Стиль барокко в архитектуре европы

Алан-э-Дейл       13.08.2023 г.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Особенности стиля

Барокко относится к дворцовым стилям, а потому его отличительной чертой является величие. Оно выражается в пышности архитектурных форм, размерах здания, большом количестве декоративных элементов. Именно декор определяет направление стиля, придает сооружению оригинальный, но при этом респектабельный вид. Как правило, дом в стиле барокко имеет высокий цоколь, 2-3 этажа (или больше), симметричное расположение архитектурных элементов, широкое крыльцо с круглыми ступенями и фигурными балюстрадами. Окна большие, прямоугольной или арочной формы, украшенные фризами и рельефными наличниками.

Шикарный особняк в стиле барокко

Стены дома должны быть богато украшены лепниной, профилированными карнизами, пилястрами, скульптурными композициями. Отделка в стиле барокко отличается массивностью и сложностью форм, обилием всевозможных завитков и орнаментов. У входа обычно устанавливают колонны или полуколонны, часто витые либо рустованные, украшенные резьбой.

Проект дома, стены богато украшены лепниной

Что касается цветового оформления, в барокко преобладает светлая гамма: кремовый, серый, бежевый, светло-коричневый, голубой цвета, а также сочетание белого и золотого. Контрастные оттенки тоже используются, хотя и нечасто. Беспроигрышный вариант – это кремовый или бежевый фасад, белоснежные колонны у входа, белые рамы окон и золотого цвета лепнина.

Цветовая гамма — беж с золотом

Данный стиль предполагает использование дорогих отделочных материалов, а воплощение архитектурных изысков требует высокого профессионализма, и потому такое оформление – весьма недешевое удовольствие. Позволить себе настоящий особняк в стиле барокко могут лишь состоятельные люди. Для тех же, кто хочет придать новый вид уже имеющемуся дому, есть более бюджетные варианты, и хотя это не на все 100% барокко, но тоже очень эффектно, ярко и респектабельно.

Отделка фасада в стиле барокко — удовольствие не из дешевых

Музыка

Период 1630-1750 гг. называют «музыкой барокко». Термин, указывающий на конкретный жанр музыкального искусства, стали применять только в начале XX века. Барочный стиль отличает грандиозность, патетическая приподнятость, театральность, синтез искусств.

Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.

Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры). Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.

Грегорио Аллегри

Композитор Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri, 1582 -1652) был священником, пел в хоре Сикстинской Капеллы (Cappella Sistina) в Ватикане. В 1630 году Аллегри первым написал музыку к тексту знаменитой «Мизерере» (Miserere). Папские певчие долгое время держали ноты в секрете. По легенде через сто лет (в 1770 году) 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart) по памяти записал услышанную мелодию и раскрыл секрет церковников.

В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео

https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Allegri — Miserere mei, Deus (https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NE)

Сальватор Роза

Художник, поэт, гравёр, музыкант Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) был противоречивой знаменитостью Италии. Картина «Титий» (1639) принесла славу живописцу на римской выставке конгрегации «Виртуозы Пантеона».

Но за скандальное полотно «Фортуна» (1658 − 1659) инквизиция пыталась привлечь художника к суду. Разносторонне одарённый человек был отличным музыкантом: играл на арфе, лютне, флейте, гитаре.

Сальватор Роза написал несколько серенад − донцелл, которые пользовались огромной популярностью в Неаполе (Napoli). Вечерние песни трубадуров горожане каждый день распевали под окнами возлюбленных. Незаурядный представитель эпохи итальянского барокко вызвал большой интерес у композиторов XIX века. Ференц Лист написал фортепианную пьесу, которую назвал «Канцонетте Сальваторе Розы» (1849). Бразильский дирижёр и композитор Гомис Антониу Карлус посвятил художнику и музыканту оперу «Сальваторе Розе» (1874).

История стиля московское барокко

Главной предпосылкой возникновения нового архитектурного стиля явилось постепенное проникновение в культуру светского начала. Петровские реформы усилили эту тенденцию, открыв новые возможности для всех слоев населения. Сословные границы были нарушены. В строительстве проявили себя недавние крепостные — талантливые зодчие, художники, резчики по камню и дереву.

Термин «барокко» применим к русской архитектуре достаточно условно. По мнению Д. С. Лихачева, это «русское Предвозрождение», а исследователь М. Ильин называет этот период «несущим ренессансную функцию».

Выделяют 3 периода русского барокко:

  1. Ранний, связанный в основном с московским регионом.
  2. Зрелый, характерный для периода петровского правления.
  3. Поздний, т.н. «елизаветинский», проявившийся в творчестве Б. Растрелли и С. Чевакинского.

Стиль барокко в интерьере. Особенности стиля Барокко

Стиль Барокко или дворцовый стиль в архитектуре является одним из наиболее известных и хорошо сформировавшихся. В интерьере он призван подчеркивать стиль и хороший вкус владельца дома. С итальянского языка Барокко переводится как «вычурный» или «причудливый», что полностью соответствует его описанию. Наиболее выраженные черты стиля — масштабность и некая театральность.

Зарождение и расцвет Барокко в интерьере припал на правление короля Франции Людовика XIV. Он с энтузиазмом воспринял новые веяния искусства из Италии и начал их использовать в своих дворцах. Так стиль приобрел королевские шик и размах, которые присущие ему и в современных интерпретациях.

Изначально Барокко характеризовал европейскую культуру XVII-XVIII веков, включая моду, художественные направления, литературу, скульптуру и архитектуру. Именно поэтому в интерьере данный стиль принято подчеркивать:картинами и репродукциями известных художников той эпохи;

  • характерной росписью стен;
  • колоннами, статуями;
  • объемной лепниной с позолотой.

Стиль Барокко в интерьере нарядный, но довольно сложный в исполнении. Его легко узнать по плавным линиям фактур, изобилию дорогих материалов и декора. Чтобы роскошь выглядела уместно, все элементы интерьера должна объединять единая стилизация. Так, например, в комнате на всех стенах одинаковая роспись, а мебель — из одной породы дерева.

Несмотря на то, что изначальный принцип симметрии и ограничения цветов в создании интерьера со временем потерял свою актуальность, дизайнеры рекомендуют не использовать в пределах одного зала слишком противоположные материалы (например, дерево и пластик). Характеристика стиля Барокко заключается в выражении его основных принципов:

  1. Большое пространство. Чтобы в полной мере реализовать стилистическую задумку, требуется большая площадь комнаты, высокие потолки и большие окна.
  2. Цветовая палитра. Классический вариант Барокко — оформление в бело-золотом цвете. Именно это сочетание по мнению аристократов того времени считалось наиболее достойным и подходящим для знатных персон.
  3. Фрески. Роспись потолка и стен с образами из литературы или религии считается пиком совершенства в Барокко. Такую роскошь в XVIII веке могли себе позволить лишь короли, поэтому фрески заслуженно считаются одним из главных признаков богатства и статусности.
  4. Дорогая мебель. В данном стиле кровати, диваны, пуфы, столы, стулья и шкафы играют основополагающую роль. Каждый предмет мебели — это произведение искусства талантливых мастеров. Выбирают благородные породы древесины, а украшают изделия художественной резьбой, мозаикой, золочением и дорогим текстилем.
  5. Декорации — предметы искусства той эпохи. Для Барокко характерно украшение комнат не только картинами знаменитых художников, но и скульптурами, гобеленами и зеркалами с декоративными обрамлением ручной работы.

Фили: в этом храме Петр Первый пел на клиросе

Образцом «нарышкинского» барокко принято считать храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В основном, строительные работы были завершены уже в 1691 году, отделка – двумя годами позже. Здание возведено на месте ранее стоявшего здесь деревянного Покровского храма, выстроенного в 1619-м. в честь победы над войсками польского королевича Владислава и примыкавшего к нему гетмана Сагайдачного, что с завершением польских претензий на русский трон ознаменовало собой окончание Смутного времени. 

Лев Нарышкин построил здесь центрический пятиярусный храм «иже под колоколы». Над двумя четвериками, нижний из которых опоясан галереей, возвышаются, последовательно сужаясь, три восьмерика. В плане от центра здания расходятся четыре каменных лепестка притворов, визуально отделенные от основного объема белоснежными элементами декора.

 Фили. Храм Покрова 

Здесь два храма: нижний, отапливаемый, посвящен празднику Покрова Богородицы, и верхний, летний, освященный во имя Спаса Нерукотворного, перекрытый сомкнутым сводом. Повторяют убранство Знаменского храма белокаменные полуколонки, «петушиные гребешки» парапетов и оконных завершений и пояс ширинок по всей галерее – но на нее ведут уже три широких, парадных крыльца.  Пять золотых глав венчают церковь, одна – центральная и четыре – над каждым из полукруглых выступов-лепестков. Коронка на кресте центральной главы и двуглавый орел на западной напоминают о внимании к храму царской семьи. Петр выдал Нарышкину 400 червонцев на золочение крестов, а после взятия Нарвы вывез из захваченного города цветные витражи и подарил дяде. Помогла деньгами при строительстве Покровской церкви и вдовствующая царица Наталья Кирилловна. Порой, посещая храм, молодой Петр пел на клиросе. Считается, что изображение архидиакона Стефана в верхнем храме списано с будущего первого императора.

 Фили. Покровская церковь. Петушиные гребни и  завершения наличников

Внутренние объемы притворов плавно переходят в центральную часть храма, и впервые посещая его, словно путешествуешь по небольшим залам, дивясь красоте настенной росписи (XIX век). Иконостас, напротив которого устроен балкон, являющийся одновременно и царской ложей, изготовил в барочных традициях мастер Карп Золотарев. Здесь во множестве встречаем многослойную резьбу по дереву с позолотой, виноградными гроздьями и листьями.

 Покровская церковь. Коронка на кресте центральной главы и двуглавый орел, венчающий крест главы притвора

Храм стоял на пути паломников в Саввино-Сторожевский монастырь, и село долгое время по его имени называлось Покровским. В 1812 г. французские кавалеристы устроили в нем конюшню – они берегли мерзнущих лошадей, а чужими святынями интересовались только по линии грабежей. 

При советской власти Покровскую церковь не закрывали до самой войны. В июле 1941 года, чтобы храм не служил ориентиром для немецких бомбардировщиков, с него сняли сверкающие позолотой главы, но несколько зажигательных бомб сюда все же попали. В нижнем храме некоторое время был госпиталь, затем – склад бумажных изделий, потом, после первого этапа реставрации, продолжавшейся в целом около 25 лет, – филиал музея им. Андрея Рублева. С 1992 г. храм Покрова в Филях возобновил богослужения.

Широкие лестницы крылец подчеркивают торжественность в восприятии храма. Храм устремляется ввысь. 

В отличие от Знаменского храма на Шереметевом дворе, в Филях было достаточно места, чтобы не сдерживать размах композиции. Нарышкин разбил здесь парк, выстроил дом, конюшню, другие хозяйственные постройки, которые не сохранились. 

В последние годы  XVII века Лев Нарышкин постепенно утратил свое влияние. Посольский приказ возглавил адмирал Головин, и дядя государя лишь замещал его во время отсутствия. Современники считали его человеком гордым, своенравным, не всегда умеренном в питии. Он скончался в 1705 году, обессмертив свое имя не успехами в делах государственных, а созданными, благодаря данному им обету, красивейшими  памятниками русского зодчества – храмами в стиле «нарышкинского» барокко. 

Гостиная в стиле барокко: перипетии интерьера

Как уже говорилось, барокко должно быть, где разгуляться. На стенах и потолке просто обязана появиться художественная роспись и гобелены, в идеале выполненные настоящими мастерами. Можно несколько сэкономить и заменить их качественной имитацией. Оставшиеся свободными участки стен декорируют шелками, предпочтительно имеющими золотое тиснение

Картины дополняют интерьер в стиле барокко

Богатство и роскошь в цветах

«Гостиную в стиле барокко можно оформить в красных, голубых, зеленых красках»

Цветовая гамма барокко изобилует глубокими, насыщенными и непременно натуральными тонами, поэтому говорить о его помпезности не совсем правильно. Его вполне можно представить в нежном и романтичном свете, главное подобрать колоритные цветовые сочетания. В таком интерьере чаще всего соединяют пастель, позолоту и щедро разбавляют это белым цветом.

Гостиная в пастельных тонах в стиле барокко

Гостиную в стиле барокко можно оформить в красных, голубых, зеленых красках. Выбор основывается исключительно на предпочтениях владельцев.

Самыми эстетичными для стиля признаны цвета:

  • Сапфировый.
  • Слоновой кости.
  • Изумрудный.
  • Белый.
  • Золотой.
  • Малиновый.
  • Бордовый.

Лазурный цвет в оформлении гостиной

Особенности отделки

Гостиная потребует качества и разнообразия в отделке. Здесь смело можно комбинировать материалы и фактуры, причем не только в оформлении, но и в декорировании с обустройством. Используйте камень и стекло, кожу и дорогой текстиль, натуральное дерево и мрамор, бронзу и гипс.

Стиль барокко позволяет комбинировать различные материалы в отделке

Пол Поскольку барокко не терпит диссонансов, то пол должен гармонировать с остальной отделкой и интерьерной обстановки. Традиционно полы покрывают керамической плиткой либо деревом. Возможны вариации с паркетом из ценного дерева.

Паркетный пол идеальный вариант для гостиной в стиле барокко

На полу может быть расстелен ковер. Стилю присущи тканевые безворсовые модели. Ковровыми покрытиями такого же типа увешивают и стены. Сегодня их называют гобеленами.

При выборе ковра лучше рассматривать покрытия с низким ворсом

Стены

Основными материалами для отделки стен считаются:

  • Декоративная штукатурка.
  • Панели из дерева, предпочтительно из красного.
  • Тканевые обои.

Тканевые обои отлично впишутся в интерьер в стиле барокко

В интерьере непременно нужно использовать гобелены ручной работы и парчу. Их появление принесет атмосферу роскоши и богатства. В гостиной, сделанной в стиле барокко, обязательно должны присутствовать скульптуры и картины эпохи Возрождения. Нелишними будут пилястры, красивая лепнина, колонны. Эти элементы также удачно подчеркивают богатство убранства комнаты.

Скульптура в стиле эпохи Возрождения обязательный атрибут интерьера

Оконные рамы и дверные проемы в интерьере также деревянные с большим количеством резных элементов и инкрустацией. Покрытые лаком, они представляют собой настоящие произведения зодческого искусства.

Дверной проем с резными элементами

Потолок

Для стиля барокко характерна плавность перехода стен в потолок. Здесь не должно быть четких границ. Место стыка скрывается под изысканными лепными элементами с позолотой.

Лепнина скрывает место стыка стен с потолком

Форма потолка может быть привычно ровной или необычной – сводчатой. Последний вариант сделает обстановку торжественной.

Сводчатый потолок придает торжественности обстановке

Чтобы наполнить комнату духом тех времен, можно покрыть потолок фресками. В современном видении декора гостиной в стиле барокко фрески часто заменяют принтами, нанесенными на полотно натяжного потолка.

Деревенский стиль

Основные черты деревенского стиля — естественность и простота. Направление отражает народные традиции своей страны, отличается нарочитой грубостью, приближенностью к природе.

Строение в деревенском стиле выглядит аутентично, во внешней отделке используются натуральные материалы (камень, дерево) и природные оттенки. Обычно дом в этом стиле строят с верандой или массивным крыльцом. Если здание насчитывает два этажа, над крыльцом надстраивается просторный балкон, гармонирующий с общим стилем фасада. Характерные черты русского деревенского стиля: бревенчатые стены, окна с резными наличниками.

Минимализм

Классическое жилище в стиле минимализм — небольшой дом с простым симметричным дизайном. Данному стилевому направлению присуще отсутствие декоративных элементов и максимальная простота линий, геометрические формы и природные фактуры. Концепция стиля: отсекать все лишнее и оставлять рациональное.

Основные черты домов в стиле минимализма: большие оконные проемы, горизонтальная крыша, сочетание вертикальных и горизонтальных прямых. Базовые цвета таких архитектурных объектов — светлые, нейтральные. Геометричность архитектурного решения подчеркивается черным цветом. Жилища в минималистическом стиле возводятся в один-два этажа. Применяемые при строительстве материалы: бетон и стекло, для отделки используется натуральная деревянная доска и клинкерная плитка.

Стиль барокко в интерьере +45 фото примеров оформления. СТИЛЬ БАРОККО В ИНТЕРЬЕРЕ

Дизайн в стиле барокко (что с итальянского переводится «вычурный») является одним из самых востребованных среди любителей окружать себя роскошными вещами. ХVІІ век, а именно период правления Людовика ХVІ, – время расцвета изумительного стиля. Любовь короля к размаху, богатству и шику стала причиной развития направления, которое и сегодня пользуется большой популярностью.

Ключевые особенности барокко:

1. Плавные линии и различные завитки.

2. Обилие дорогих материалов и зеркал.

3. Целостность. Утонченная и роскошная мебель, аксессуары и отделка – все это должно создавать единую картину.

4. Ручная роспись и лепнина также характерны для дизайна интерьера барокко .

5. Преобладают светлые оттенки (бежевый, кремовый, белый, песочный, карамельный), но для контраста используются и темные (шоколадный, синий, бордовый и горчичный).

6. Освещение должно подчеркивать контраст и создать плавные переходы между цветами.

7. Массивная и вычурная мебель с красивыми изгибами и сложной резьбой.

8. Текстиль из натуральных и дорогих тканей – атлас, шелк, бархат, гобелен, парча.

9. Сочетание оформления портеров, окон и обивки мебели.

10. Длинные, тяжелые шторы и занавески в пол со складками внизу отлично подойдут для дизайна квартиры в стиле барокко .

11. Различные позолоченные аксессуары на дорогих комодах.

Компания «НОВОСТРОЙКА СПБ» учитывает все особенности данного стиля, чтобы сделать его приближенным к аутентичному. Существует мнение, что барокко нефункциональный стиль, поскольку в нем много вычурности и размаха. Дизайнеры разрушают этот миф, проектируя комфортные для работы и отдыха комнаты.

Эстетика барокко кратко. Эстетика барокко

Понятие «барокко» сложилось в европейской культуре для определения эстетично художественного своеобразия искусства XVII в. Слово «барокко» (итал. Barocco — странный, капризный) призвано означать свойственную этому художественному стилю изысканность форм, чрезмерный декоративизм, аффектацию. Понятие «барокко» сложилось относительно поздно: в научный обиход его ввел Я. Буркгард в XIX в. для определения своеобразия западноевропейской культуры XVII в., формировалась на почве идей католической контрреформации. Критик определяет барокко как «диалект художественного языка Возрождения, выродилась» . Правда, понятие «барокко» в отношении искусства употребляли уже просветители, в частности Ж. Руссо. Оно случается в работе И. Канта «Критика способности суждения», эстетике романтиков. Особое значение для понимания своеобразия барокко имела работа Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко» (конец XIX в.). Специфической чертой барокко автор считает «открытость форм», по которой чувство формы переносится с поверхности вглубь предметов, приобретая бесконечности. Названную особенность барокко замечает также А. Михаилу «… поэтика барокко обращена не к читателю, а к онтологии самого произведения, может — и даже должен — создавать свое» второе дно «, такой глубинный слой, к которому отсылает произведение сам себя» . Характерной особенностью эстетики барокко, воплощенной в художественной практике, автор называет погруженность в «знание», то есть тот синтез знания и художественности, по которому художественный образ — это олицетворенный в образе мир. Система отношений «автор — мир — читатель», характерных для искусства более поздних эпох, в барокко изменено на другой тип: «автор — произведение — мир — знание». Произведение, следовательно, выступает как самодостаточное эстетично художественное целое потому, что он — своеобразный «свод», то есть произведение, соотнесен с целым миром, «с его устроенностью и зробленистю» .

Шале

Стиль «альпийского домика» выбирают те, кто мечтает об атмосфере защищенности, гармонии и спокойствия.

Направление распространилось из старинной провинции на юго-востоке Франции. Строения в этом стиле адаптированы для сурового климата и поэтому оптимально подходят для России. Сегодня шале актуальный и востребованный стиль для функционального загородного жилья.

Краеугольные камни стиля: основательный каменный фундамент и деревянный вверх, использование качественных экологичных материалов, покатая с большим углом наклона крыша, терраса. Еще одна особенность это разноуровневая архитектура, так как оригинальные шале в основном строились в горах и повторяли неравномерный рельеф местности. По этой причине шале отлично вписываются в участок со значительным уклоном. Для крыши «пастушьего домика» используется гибкая, керамическая, деревянная черепица для сохранения аутентичности. Современное жилище альпийских пастухов строят в 1-2,5 этажа.

Самые известные художники барокко

Рембрант (1606 – 1669). Изобразил множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные техники контраста и движения. Кроме того рисовал самые различные предметы.

Караваджо (1571 – 1610). В картинах передавал реалистичное физическое и эмоциональное состояние человека. Использовал технику тенебризма.

Йоханнес Вермеер (1632 – 1675). Величайший художник XVII века, посвятивший жизнь работе. Написал множество картин. Использовал дорогие пигменты, такие как лазурит, дорогой синий пигмент.

Герард ван Хонтхорст (1592 – 1656). Использовал цвет и движение для создания визуальной драмы. Все его картины рассказывают историю. Успешно изображал искусственно освещенные сцены.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал уникальной манерой письма, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создал более 1400 работ! Особенно удачными получались исторические сцены, гравюры, гобелены.

Диего Веласкес (1599 – 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Писал в тенебристском стиле, но позже развил свободную и смелую манеру рисования. Умел создавать иллюзию формы при просмотре полотна с определенного расстояния. Автор множества портретов испанской королевской семьи, известных деятелей.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека. Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров. Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени

Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. интересные факты о рыцарях) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Характерные черты барокко

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.

Форма

Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.

В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.

Ордер

Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.

Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

Внешний и внутренний декор

К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.

Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.

Связь с окружающим пространством

Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.

Это интересно: 111,Google история создания

Стиль барокко в архитектуре. Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Стиль барокко в архитектуре

Архитектурный стиль барокко отличается динамичностью и сложными формами. Общие черты:

  • Величие и контраст.
  • Богатая обработка поверхности.
  • Ярко окрашенные потолки.
  • Крупно — масштабные фрески.
  • Использование гипса и лепнины, мрамора или искусственной отделки.
  • Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.

Кроме того, стиль барокко в архитектуре характеризуется большими открытыми пространствами с высокими куполами над головой. Это позволяет свету проникать в комнату. Купол – типичный символ барокко в архитектуре, символизирует союз Неба и Земли.

Здания имеют типичное оформление входа. Гирлянды, завитки, ломанный или изогнутый фронтон, щедро украшенная часть прямо над входом.

Материалы в архитектуре барокко

Архитекторам нравилось комбинировать разные строительные материалы, в том числе красный кирпич, бело-синий камень, часто добавляли позолоту, смешивали различные краски. Техника строительства предполагала применение натурального камня, бронзы, поверхности штукатурились. В качестве декора применялся хрусталь.

Декоративная отделка

Для стиля барокко характерно обилие орнаментов снаружи и внутри здания. Это продиктовано желанием церкви передать чувство триумфа и жизнерадостности в религиозных зданиях, превратив их в рай на земле. Декором служили персонажи библейских сюжетов. В отделке присутствует театральный элемент. Одним из типичных элементов являются маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Они устанавливались над входной дверью, аркой, окнами.

Типичным приемом отделки является установка кариатид и атлантов. Предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады. Довольно часто на одном здании размещались языческие боги и католические святые. Так подчеркивалась нереальность происходящего. Декору придавали монументальность, применялась орнаментальная лепка, мистические символы, знаки.

Архитектурные приемы

Для архитектуры барокко характерны приемы раскреповки в середине фасада. Часть стены выдвигалась вперед либо задвигалась назад. Так достигалась гармония и выразительность в композиции сооружения.

Особенностью барокко является применение выпукло-вогнутых линий фасадов, балконов, башен, использование овалов и окружностей. Особенно это заметно при отделке оконных проемов. Популярны овальные, французские, арочные, в виде полусферы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.