Функциональные и конструктивные отличия вентиля от задвижки

Алан-э-Дейл       15.06.2022 г.

Методы проверки шаровой опоры

Существует 3 основных метода, позволяющих автовладельцу самому проверить состояние шаровой автомобиля. Первый и самый простой — не снимая колеса и даже не поддомкрачивая машину. Второй — с использованием домкрата (нужно вывешивать колеса поочередно). Третий — с использованием подъемника. Такой метод доступен правда лишь в условиях СТО, но подобный метод диагностики дает самый точный ответ на вопрос о состоянии шаровой опоры автомобиля. Также методы проверки отличаются в зависимости от того, к какому типу относится шаровая — однорычажному или многорычажному. Так что рассмотрим более детально исправность шаровой без подъемника ориентируясь лишь стук, люфт и степень износа по тому как шар болтается в корпусе.

Типы шаровых опор

Выбор метода проверки зависит от типа используемых в автомобиле шаровых опор. Как указывалось выше, они бывают двух типов, в частности:

  • Однорычажная или типа Макферсон. Конструкция выполнена таким образом, что в верхней части колесо и его ступица держится на стойке, и вместе с этим снизу опирается на рычаг, с которым контактирует шаровая опора. Такая конструкция используется в большинстве обычных бюджетных автомобилей и чаще всего описывается проверка именно такого типа устройства.
  • Многорычажная. Здесь конструкция предполагает наличие двух рычагов — верхнего и нижнего, к которым прикреплен поворотный кулак. В соответствии с тем, что рычагов два, то и шарниров имеется два, по одному с каждой стороны.

Что лучше, задвижка или вентиль?

При всей их внешней схожести, разница между вентилем и задвижкой (в их инженерном понимании) заключается именно в способе запирания потока относительно его направления (параллельно и перпендикулярно, соответственно). Из этого вытекает различие свойств этих типов запорной арматуры, и отличие сфер их применения. Таким образом, постановка вопроса «что лучше?» является как минимум некорректной. Для каждого из этих типов в трубопроводном хозяйстве предусмотрено его особое место, где наиболее полным образом раскрываются его характеристики.

Осталось указать, что в обиходе существует значительная путаница в терминах, когда запоры вентильного типа несправедливо называют кранами. А полуоборотные краны, имеющие запирающие пробки в виде проворачивающихся тел вращения (шары, конусы, цилиндры) со сквозным отверстием в их теле, могут называть вентилями. Например, вентиль шаровый — это на самом деле шаровый кран, а терморегулирующий вентиль — клапан с термочувствительным элементом.

Запорная арматура используется при устройстве газопроводных и канализационных систем. Такие приспособления заметны на разных видах труб, их прямое предназначение — перекрытие любых потоков (водных или газовых). Кран и клапан относятся к основным механизмам данного типа. Исходя из характеристик данных механизмов, выбирается определенный тип приспособлений. Чтобы сделать верный выбор, необходимо знать, что и как работает. В чем разница между краном и клапаном?

Необходимо сказать, что ни кран, ни клапан не могут изменить направления потоков, они применяются только при необходимости частичного или полного перекрывания потока. При установке кранов и клапанов в трубопроводную систему необходимо посмотреть на стрелку — она показывает верное направление движения. Неправильный монтаж способствует возникновению лишнего гидравлического сопротивления, это повлияет на срок службы, может привести к неправильной работе и неисправностям. Структура клапана включает в себя грун-буксы что позволяет герметично садится на седло отверстия.

Существуют и визуальные отличия. Рукоятки данных запорных приспособлений различны — клапан имеет «барашек», который необходим для плавного регулирования потока, кран же имеет простую рукоятку, которая крепится к штоку

Ответа на вопрос «что лучше: кран или клапан?» нет. Дать такой ответ невозможно, так как каждый тип запорной арматуры предназначен для выполнения определенных задач. Кран, в отличие от клапана, имеет конструктивные особенности, которые способствуют его работе при необходимости быстрого перекрытия потока. Это происходит из-за более простого строения рукоятки, так как на заворачивание «барашка» клапана тратится больше времени. По сроку работы клапан уступает крану, в его конструкции предполагаются уплотнительные элементы, которые периодически ломаются и нуждаются в починке или замене. Однако по ремонтопригодности преимущества у клапана, так как в его строении возможна замена деталей, вышедших из строя. При деформации крана необходима полная замена.

Открытие и закрытие вентилей

Определить, открыт или закрыт вентиль, можно по нескольким признакам в зависимости от вида установленного устройства.

Определение положения шарового вентиля

Для определения состояния шарового вентиля можно использовать:

  1. управляющую ручку;
  2. выточку, расположенную на штоке.

Шаровой вентиль может быть оснащен двумя типами ручек:

  • рукоять, представляющую собой продолговатый элемент, прикрепленный к корпусу устройства;
  • ручку-бабочку, состоящую из двух аналогичных частей, расположенных симметрично относительно точки крепления.

Вентиль закрывается, если ручка поворачивается перпендикулярно устройству и направлению трубопровода, и открывается, если ручка поворачивается в направлении оси устройства и соответственно трубопровода.

Определение состояния вентиля по ручке, установленной на устройстве

Определить состояние вентиля по ручке поможет следующий видеоролик.

Если ручки сломаны или по каким-либо причинам полностью отсутствуют, то можно ли узнать положение вентиля? Для определения состояния устройства при рассматриваемых обстоятельствах можно воспользоваться выточкой, расположенной на штоке.

Элемент, по которому можно определить положение вентиля

Если выточка расположена параллельно трубопроводу, то вентиль открыт и пропускает жидкость (газ). Если выточка располагается перпендикулярно направлению труб, то вентиль закрыт и движение жидкости по системе невозможно.

Определение положения вентиля по выточке

Для удобства использования шарового крана на корпусе устройства располагаются специальные выступы, которые предназначены для ограничения поворота ручки и, как следствие, продления периода использования устройства.

Определение положения пробкового вентиля

В какую сторону открутить пробковый вентиль, если на устройстве отсутствует ручка, и как узнать положение вентиля в таком случае?

Чтобы определить положение вентиля, не имеющего ручки, необходимо:

  1. найти на верхней части штока шлиц (риску);
  2. визуально узнать состояние устройства.

Определение состояния пробкового крана при отсутствии ручки

Чтобы закрыть вентиль любого типа, необходимо вращать управляющую ручку или крепежный шток в направлении движения часовой стрелки. Для открытия вентиля ручка вращается в обратном направлении, то есть против движения часовой стрелки.

Монтаж и правила эксплуатации

Устройство шарового водопроводного крана позволяет легко установить его самостоятельно там, где это требуется. Кран необходимо монтировать в таком месте, чтобы в процессе эксплуатации он не мешал и не подвергался механическим воздействиям.

Одновременно с тем к крану должен быть обеспечен беспрепятственный доступ на случай контроля работы, исправления устранимых повреждений и демонтажа при необходимости замены.

Монтаж запорного устройства производится на металлические или пластиковые трубы по следующему алгоритму:

Снимается старый кран (при его наличии), очищается резьба от остатков пакли и герметика.
Производится плотная намотка резьбового уплонителя.
Накручивается новое, подходящее по размеру запорное устройство

Обратите внимание, что резьба, на которую накручивается изделие, не должна быть гнилой, на ней должно быть не меньше четырёх витков. В противном случае необходимо менять всю трубу или её часть.

При монтаже водопровода с нуля, прежде всего, необходимо наметить место, где будет монтироваться кран. Затем труба отрезается в этом месте, делается соответствующая резьба, на которую накручивается запорное устройство.

Для резки труб используется специальное оборудование – труборез. Но можно пользоваться и подручными инструментами, хотя это не так удобно, а срез будет выходить не такой ровный и гладкий. Подробнее о выборе трубореза для медных труб можно прочесть в этой статье.

У вас водопровод из металлопластиковых труб? О видах трубореза для такого трубопровода можно прочесть а другой нашей статье.

В обоих случаях перед монтажом нужно обратить внимание на стрелку, указывающую направление потока и обязательно соблюдать это условие. Перед тем как прикрутить кран рекомендуется обмотать резьбу ФУМ-лентой

Это обеспечит максимально надёжную герметизацию.

После установки необходимо проверить работоспособность запорного устройства. Для этого надо включить воду и проконтролировать, нет ли утечек, постепенного образования капель, подтёков. Также необходимо убедиться, что управлению краном ничего не мешает, т.е. рычаг или “бабочка” имеют свободный ход.

Для монтажа устройства методом приварки используется электросварка

В процессе сварки важно не повредить шаровой механизм и уплотнительные кольца

Сначала приваривается один патрубок, затем второй, при этом на вертикальных участках кран должен быть установлен в положении “закрыто”, а на горизонтальных – “открыто”.


Используя фитинг и контргайку шаровой кран можно установить не только на металлическую или пластиковую трубу, но и соединить им трубы из разных материалов

Эксплуатация шаровых механизмов не вызывает сложностей, они используются или в закрытом, или в открытом виде. Осуществлять регулирование водоподачи при помощи шарового крана теоретически можно.

Однако стоит учесть, что такой кран является, прежде всего, запорным устройством и слишком интенсивная эксплуатация приведёт к быстрому износу уплотнителей. Для регулирования потока лучше использовать смесители шаровой конструкции или игольчатый вентиль, если смеситель установить невозможно.

Нельзя устанавливать бытовые краны там, где по трубам проходит техническая вода, содержащая твёрдые примеси, т.к. они быстро повредят уплотнительные кольца, выводя запорное устройство из строя.


Перед покупкой шаровых регулирующих кранов для устройства водопровода необходимо свераться с планом и определить, сколько проходных и поворотных штук потребуется

Шаровый кран или задвижка?

Преимущества шаровых кранов перед задвижками достаточно очевидны,но не смотря на это,на некоторых предприятиях продолжают использовать клиновые задвижки, мотивируя это несколькими причинами. Некоторые инженеры на предприятиях считают что, задвижка, выполненная из стали, будто бы надёжнее шарового крана, и с её помощью можно осуществлять регулирование потока среды. Однако,инженеры ведущих компаний по производству трубопроводной арматуры однозначно заявляют: клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока среды, в отличие от тех же шаровых кранов.

Причины протечек и способы их устранения

Основные причины возникновения протечек могут быть следующие:

  • изношенная прокладка. Если при закрытом вентиле вода сочится из крана, то требуется заменить прокладку. Её изготавливают из микропористой резины, которая является надёжным и износостойким материалом, стойким к деформациям и коррозии. Применение прокладки в качестве уплотнителя обеспечивает высокую степень герметичности и простоту техобслуживания вентиля. На сокращения срока её службы может повлиять нарушение целостности кромки седла под клапаном вентиля. Соприкасаясь с деформированной кромкой прокладка быстрее выходит из строя и плохо держит воду. Чтобы её заменить вначале перекрывают подачу воды на стояке, затем разбирают устройство и меняют прокладку на новое изделие;
  • неисправность сальника или износ его набивки. О том, что сальник пришёл в негодность или пересохла его набивка можно судить по течи воды по стенкам штока в тот момент, когда вентиль находится в открытом положении. Способ устранения течи в этом случае зависит от конструктивных особенностей головки вентиля. Когда головка имеет сальниковую втулку, то зачастую достаточно её просто затянуть поплотнее. Если втулка затянута до предела, в течь воды не прекращается, то необходима замена набивки. Работу по замене сальниковой набивке проводят при закрытом вентиле следующим образом:
  1. отворачивают и снимают втулку сальника;
  2. извлекают старые слои набивки с помощью шила или узкой отвёртки;
  3. укладывают новый наполнитель, уплотняя каждый слой жгута отвёрткой;
  4. устанавливают на место втулку, закручивая её не менее чем на 2 — 3 витка резьбы.

Для ремонта вентиля, у которого в конструкцию головки входит накидная гайка, втулку сальника снимать не обязательно. Достаточно немного ослабить на штоке крепление накидной гайки, и намотать поверх втулки сальника распушенный жгут уплотнителя. Затем гайку следует вернуть в исходное положение.

Что лучше: кран или вентиль?

Однозначного ответа на вопрос: что лучше- кран или вентиль, дать невозможно. Так как определенный вид запорной арматуры выполняет те специальные задачи, которые на него возлагаются. Кран удобен для быстрого перекрывания потока жидкости, благодаря своим конструктивным особенностям. Это достигается за счет простого поворота рукоятки перпендикулярно оси направления потока движения рабочих сред. Барашек вентиля необходимо заворачивать, затрачивая больше времени, чем при перекрывании крана.

По сроку службы вентиль значительно уступает крану, так как его конструкция предполагает наличие клапан и уплотнительных элементов, которые со временем выходят из строя и подлежат замене. Срок службы прокладок зависит от типа среды (степень агрессивности).

Зато по ремонтопригодности вентиль является отличным устройством, так как некоторые его детали подлежат полной или частичной замене. При выходе же из строя крана его следует полностью демонтировать и установить новый.

Ремонт и строительствоКомментировать

Можно ли поставить кран вместо вентиля или задвижки

Некоторые инженеры отдают предпочтение клиновым задвижкам, так как полагают, что из-за их конструктивной особенности с их помощью можно регулировать интенсивность потока. Это в корне неверно, поскольку клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока рабочей среды. Задвижки, используемые в качестве регулирующей арматуры, быстро выходят из строя, теряют герметичность и не держат напора среды, то есть перестают выполнять свою основную функцию.Принцип действия вентиля — во вращении резьбового штока, который совершает поступательное движение и прижимает перекрывающий клапан к седлу корпуса, тем самым обеспечивая перекрытие прохода. При вращении в обратном направлении, клапан открывает проход. Их преимущество в том, что с их помощью можно регулировать поток жидкости. Недостаток заключается в долгом времени между полным открытием и полным закрытием прохода.В отличие от задвижек, шаровые же краны (регулирующие), как и вентили, могут регулировать поток рабочей среды, а могут полностью закрывать и открывать его (запорный кран). Преимущество кранов – в малом времени открытия и закрытия прохода. Шаровые краны, кроме того, отличаются низким гидравлическим сопротивлением, протечки и завихрения жидкости, таким образом, исключаются.В данной статье мы расскажем, можно ли поставить вместо крана для газа кран для воды, а также поговорим об отличиях задвижки от крана шарового.

Дисковый затвор Затвор, запорный или регулирующий орган которого выполнен в виде диска. Любой трубопровод не обходится без специальной арматуры . Она предназначена для открытия и закрытия потока рабочей среды(жидкости, газа, порошкообразных веществ). Также с ее помощью можно регулировать температуру, давление, расход. По назначению различают такие типы арматуры, как регулирующая, приводная, предохранительная и запорная. Все устройства также отличаются по конструкции. Рассмотрим и сравним шаровые краны с запорными клапанами.Первым делом нужно дать четкое определение каждого из устройств. Краном называется приводная арматура с вращающимся перпендикулярно рабочей среде затворным элементом. Самый простой кран состоит из двух компонентов — корпус и движущаяся вокруг своей оси пробка. Запорный клапан — это тип арматуры, в котором запорный элемент движется в направлении рабочей среды, опускаясь при этом в седло. Он состоит из корпуса, шпинделя, бугельного узла и золотника.На сегодняшний день и запорные клапаны, и шаровые краны практически универсальны и могут применяться в любых условиях. Но все же принципиальные отличия между двумя этими устройствами существуют. Каждый из них обладает определенными преимуществами в определенном применении. Первым и основным отличием является более сложная конструкция запорного клапана по сравнению сшаровым краном . Он также может работать в частично открытом положении. Вентиль может управлять потоком, что невозможно в применении крана.Такие особенности напрямую зависят от конструкции устройств. Шаровые краны оборудованы сферическим запорным элементом, который при неполном повороте изменяет напор, а вентили оснащены грун-буксой, шток который выкручивается и закручивается. Таким образом, в последней системе клапан при подъеме или опускании перекрывает или открывает поток рабочей среды. Наиболее подходящим применением запорного клапана являются системы с ручным регулированием расхода. Но в сравнении с шаровым краном в нем происходят большие потери напора, а поток движется только в одном направлении, что приводит к обрыву золотника.Запорные клапаны характеризуются более сложной конструкцией и меньшей надежностью в эксплуатации. Они также несколько дешевле остальных типов запирающей арматуры, уплотнители в них изнашиваются медленнее.Шаровые краны в свою очередь могут использоваться дольше без возникновения аварийных ситуаций.Наши специалисты могут помочь в подборе оборудования. Для этого необходимо отправить сообщение на эл. почтусайт Будем рады вашим комментариям, заказам через сайт и заявкам на почту!Все трубопроводы снабжаются соответствующей арматурой. Ее назначение — открывать и перекрывать поток жидкости (газа), регулировать ее температуру, давление или расход, а также предохранять оборудование от нерасчетных режимов. В соответствии с назначением арматура бывает запорной, регулирующей, предохранительной, приводной и др. К какому же типу арматуры относятся краны и вентили, и в чем состоит их различие?

Из чего изготавливают запорные устройства

Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:

Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.

Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.

Выбор оптимального технического решения

При выборе оптимальной разновидности запорной арматуры учитываются индивидуальные особенности режима предстоящей эксплуатации. Кроме технических параметров на выбор оборудования влияют ценовые показатели, особо актуальные при необходимости приобретения большого количества запорной арматуры.

Сферы применения вентилей

Для комплектации трубопроводов относительно небольшого диаметра могут применяться запорные клапаны (вентили), отличающиеся простым конструктивным исполнением и низкой себестоимостью. Вентили стабильно функционируют при скачках и перепадах давления в системе. Компактные устройства с небольшой строительной высотой оптимальны для оборудования участков трубопроводов, пролегающих внутри тесных промышленных и подсобных помещений.

Конструктивное исполнение запорного механизма вентиля позволяет применять практичную арматуру для комплектации трубопроводов с различными характеристиками транспортируемой среды, обеспечивая стабильную работу технологического оборудования. Ручное управление, исключающее необходимость стабильного электроснабжения для функционирования электропривода, обеспечивает гарантированную работоспособность вентиля при аварийных ситуациях, когда особо актуальна возможность оперативного перекрывания трубопровода. Малый ход маховика позволяет предельно ускорить выполнение операции перекрывания или открывания трубопровода. Уплотнение затвора вентиля при перемещении не перетирается о седло, что позитивно отражается на периоде безаварийной эксплуатации арматуры.

Особенности применения задвижек

При оборудовании трубопроводных сетей диаметром более 300 мм целесообразно применение задвижек, адаптированных для бесперебойной работы в сложных технических условиях. Небольшая строительная длина задвижек позволяет максимально плотно выполнять монтаж оборудования, что особо актуально в промышленных условиях при необходимости рациональной компоновки многочисленных устройств. В зависимости от режима эксплуатации применяются задвижки с выдвижным или не выдвижным шпинделем, обладающие индивидуальными техническими преимуществами.

Выдвижной шпиндель

Арматура с выдвижным шпинделем, отличающаяся увеличенной строительной высотой, может устанавливаться исключительно в просторных помещениях при отсутствии физических ограничений. Свободный доступ к ходовому узлу задвижки обеспечивает удобное техническое обслуживание оборудования в процессе эксплуатации.

Отсутствие негативного воздействия рабочей среды помогает сохранить безупречную функциональность ходового узла для удобного управления и бесперебойной эксплуатации технологического оборудования. Основной недостаток применения задвижек с выдвижным шпинделем – необходимость планирования места для свободного хода рабочего узла при закрывании и открывании потока транспортируемой среды.

Не выдвижной шпиндель

Задвижки, оборудованные не выдвижным шпинделем, отличаются уменьшенной строительной высотой, оптимальной для монтажа оборудования в условиях ограниченного пространства. Отсутствие технического обслуживания ходового узла, погруженного в рабочую среду, сокращает период безремонтной эксплуатации оборудования. Задвижки с не выдвижным шпинделем не рекомендованы к применению на ответственных объектах.

Сфера применения необслуживаемых задвижек с не выдвижным шпинделем ограничена водой, и неагрессивными нефтепродуктами. Рабочая среда должна не иметь абразивных частиц, твердых примесей и коррозионных свойств. Компактные задвижки удобно размещаются в небольших помещениях, технологических колодцах, нефтяных скважинах и подземных коммуникациях.

Особенности применения вентилей

Вентили, именуемые запорными клапанами, отличаются относительно небольшими размерами в сравнении с задвижками, предназначенными для оснащения трубопровода аналогичного диаметра. Перемещение запирающего органа параллельно оси потока рабочей среды производится с уменьшенными физическими усилиями.

Относительно небольшой ход шпинделя запорного клапана не превышает четверти диаметра трубопроводной магистрали. Необходимость разворота потока среды внутри металлического корпуса приводит к заметному увеличению строительной длины вентилей. Увеличение гидравлического сопротивления провоцируется конструктивным исполнением, изменяющим направление потока, а также относительно небольшим проходным сечением седла запорной арматуры. Преимущества вентилей:

  • Высокая скорость выполнения технологических операций;
  • Малый ход затвора, необходимый для полного открытия;
  • Относительно небольшая масса и строительная высота;
  • Для перекрытия потока требуется небольшое механическое усилие;
  • Высокая герметичность за счет применения эластичных уплотнительных колец;
  • Отсутствие трения затвора, обеспечивающее минимизацию износа запорного органа;
  • Простое техническое обслуживание;
  • Возможность ремонтного восстановления изношенного оборудования;
  • Применение в трубопроводах с агрессивными рабочими средами;
  • Эксплуатация при высоком давлении транспортируемой среды;
  • Широкий диапазон рабочих температур.

Более высокое гидравлическое сопротивление вентилей, обусловленное особенностями конструктивного исполнения запорной арматуры, провоцирует значительные потери энергии за счет необходимости повышения рабочего давления в эксплуатируемой системе. В большинстве случаев увеличение гидравлического сопротивления системы за счет применения вентилей относительно невелико, но этот фактор необходимо учитывать при проектировании трубопроводных систем и планировании рабочих режимов.

При эксплуатации вентилей необходимо соблюдать определенное направление потока рабочей среды, указанное на корпусе запорной арматуры. Противоположная ориентация вентиля приводит к заметным затруднениям при открывании, а также может спровоцировать срыв тарелки со стального штока и полный выход оборудования из строя.

Запорные вентили обеспечивают высокий уровень герметизации при перекрытии потока рабочей среды, что позволяет использовать компактные устройства для оборудования трубопроводов, эксплуатируемых в сложных условиях. Прочный стальной корпус выдерживает высокое давление и большие колебания температур. Запорные клапаны применяются на трубопроводах относительно небольшого диаметра. Более сложная конфигурация корпуса сопряжена с потенциальным риском наличия застойных зон, накапливающих загрязнения, проникающие в систему.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.