Облицовка печей и каминов изразцами

Алан-э-Дейл       13.11.2022 г.

Разновидности по структуре поверхности, типу основания и наличию рисунка

Печные изразцы можно классифицировать по структуре лицевой поверхности. С учетом этого фактора изделия могут быть гладкими или рельефными. Поверхность может быть глазурованной или неглазурованной. В первом случае речь идет о глянцевой облицовке, а во втором – о терракотовой и матовой.

Неглазурованные элементы отличаются более низкой стоимостью по сравнению с глазурованными. Изразцы для печи могут иметь рисунок или орнамент. Последний обычно передает цветовую гамму и тематику, а также дух страны, в которой создаются изделия. Голландские изразцы, например, обычно представлены синим цветом рисунка на снежном белом фоне. Среди мотивов можно выделить:

  • мельницы;
  • степные пейзажи;
  • морские рисунки.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма. Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения. Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение. Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Чертеж и схема укладки изразцовой плитки

Точная схема необходима для того, чтобы упростить монтаж и подсчитать точный расход материалы. Имея в своем распоряжении подробную схему укладки, легко определить, какой конфигурации изразцы будут нужны для отделки и какой порядок их установки. Принимая в расчет стоимость изразца – это немаловажный аспект.

Примечание. Пользователи рекомендуют создать страховой запас изразцов. Как минимум по одной штуке каждого вида изразца должно быть в наличии не только на случай непредвиденного повреждения во время кладки, но и на случай повреждения во время пользования.

Не нужно обладать навыками архитектора, чтобы создать чертеж изразцовой плиты. Достаточно нанести размеры печи и место установки изразцов.

Чертеж изразцовой печи

В настоящее время популярна 3D визуализация проекта.

Материалы и инструмент

Для работы нужно приготовить:

изразцовая плитка для печи – основной материал;

штыри из стальной проволоки диаметром 5 мм. Они нужны для соединения изразцов между собой и кирпичной кладкой печи;

мягкая проволока;

стальные скобы;

глина для заполнения румпы;

наполнитель: битый кирпич, речная галька или гравий (для закладки в румпу);

Примечание. Для наполнения румпы не подходит огнеупорный кирпич, а только обычный печной. Дело в том, что огнеупорный кирпич расширяется под воздействием высокой температуры, что может привести к расколу изразца.

затирка для швов на основе гипса.

Из инструментов достаточно будет тех, которые есть у каждого хозяина: строительный уровень, отвес, угольник, рашпиль, шпатель, болгарка.

Красивые примеры в интерьере

Изразцовые печи для дачи или усадьбы всегда являлись предметом, подчеркивающим состоятельность владельца.

Русская печь, облицованная расписными изразцами с лежанкой, станет украшением гостиной в загородном доме, поможет задать интерьеру определенный стиль, послужит удобным местом для времяпрепровождения зимой, согревая теплом и радуя глаз своей красотой и самобытностью.

Место в жилище, отведенное для отопительного прибора, будь то печь или камин, может быть совершенно различным, все зависит от предпочтений хозяев. Это касается и конструкции устройства.

Печь в столовой с росписью в стиле гжель прекрасно дополнит интерьер комнаты, обставленный в простой и светлой классической манере с преобладанием белого цвета.

Кухня – место, где печь становится функциональным устройством, которое дарит не только тепло и уют, согревая жилище, но и помогает хозяйке в приготовлении пищи. Яркие и разноцветные изразцы подарят массу положительных эмоций и украсят даже самое обычное и просто оформленное помещение.

Спальня, в которой будет располагаться печь, декорированная однотонными белоснежными изразцами и лепниной, превратит обычную комнату отдыха в царские роскошные палаты и согреет своим теплом. Изразцы в восточном стиле украсят спальню и придадут помещению таинственность Востока и неповторимость интерьера.

Облицованная изразцами печка или камин в квартире или загородном коттедже – прекрасный вариант, объединивший практическую составляющую декорирования поверхностей с эстетическим наслаждением от созерцания декора, выполненного на старинный лад или в стиле последних новомодных тенденций.

Как декорировать печь изразцами, смотрите в следующем видео.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Рисунок 4. Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Рисунок 5. Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

Рисунок 6. Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Рисунок 7. Процесс формования изделия

*Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

Рисунок 8. Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки

*Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой

Интересные решения в интерьере

Несмотря на то, что долгое время декоративные плитки считались атрибутом исключительно традиционного стиля, современные изразцы во всем своем разнообразии подойдут для самых разных типов и стилей интерьера.

Существуют следующие возможные варианты:

Яркие декоративные плитки могут превосходно вписаться в стиль кантри – подобные керамические элементы превосходно будут смотреться с темной и светлой древесиной. При этом можно создать атмосферу настоящей русской избы, если выбрать резную мебель и дополнить интерьер стильными керамическими аксессуарами – вазами, чайниками или посудой.

  • Даже в классическом интерьере изразцы могут смотреться стильно, однако преимущественно стоит подбирать светлые и однотонные варианты. Плитки со сложными изображениями также могут подойти, но их должно быть всего несколько, чтобы они выделялись на общем фоне и не смотрелись излишне пестро.
  • Для колониального стиля могут подойти изразцы с восточной росписью. Темные плитки всегда смотрятся достаточно сдержанно и изысканно, а утонченный узор станет изюминкой интерьера. В романтическую атмосферу пространства в колониальном стиле превосходно впишутся изящные плитки с витиеватыми узорами и изображениями мифических существ.

В стиле эклектика можно сочетать современные элементы декора с традиционными изразцами. При этом чтобы дизайн действительно выглядел свежо и интересно, важны не только контрасты между разными элементами, но и объединяющие их признаки. Например, цветовая гамма изразцов и отделки комнаты может совпадать, или же можно повторить орнаменты изразцов на напольной плитке.

Чаще всего камины устанавливают именно в загородных домах – там они смотрятся наиболее уместно. С декоративными плитками в частном доме можно создать неповторимую атмосферу тепла и уюта, а также визуально выделить очаг в интерьере. Так как частные дома обычно значительно просторнее, чем среднестатистические городские квартиры, интерьер в них по определению более эклектичен. Кроме того, именно в частном доме хочется ощущать близость к природе, использовать в отделке натуральные материалы и заимствовать традиционные мотивы в дизайне.

Иногда изразцами в загородном доме не только полностью выкладывают камин, но и используют их для оформления столешниц, подоконников, а также для декора напольной плитки. Если все изразцы выполнены в одном стиле, в просторном помещении такой дизайн не будет выглядеть перегруженным. При этом минималистичные варианты с использованием нескольких изразцов также могут выглядеть стильно.

Для электрического камина в квартире изразцы тоже подойдут, даже если он имеет современный дизайн в стиле хай-тек. Главное – правильно подобрать цветовую гамму и не слишком перегружать дизайн деталями. Изразцы с лаконичным оформлением зачастую интересно смотрятся даже в сочетании с металлом, стеклом и кирпичной кладкой, характерными для современных электрических каминов.

Как укладывать изразцы на печь?

В старину укладка изразцов велась в процессе строительства печи. Для этого два специально обученных человека – печник и облицовщик – трудились вместе. Технологии поменялись, и украсить такой плиткой можно уже готовую печь.

Подготовка поверхности и материалов

Следует придерживаться следующей схемы работы.

Первая часть касается подготовки самой печи и деталей, которые будут на нее крепиться:

  • Облицовка печи изразцами начинается с избавления от старой штукатурки или других элементов декора. Если печь только выложена, нужно удалить остатки смеси раствора.
  • Рекомендуется углубить швы в кладке примерно на 10 мм. Это поспособствует лучшему сцеплению с раствором.
  • Печь необходимо покрыть строительной сеткой. Это усилит жесткость конструкции и поможет более длительной эксплуатации.
  • В кладку печи монтируются саморезы. На них будет крепиться будущая облицовка.

Далее можно приступить к подгонке всех деталей:

Так как такие плитки могут иметь различия в размерах, рекомендуется их сделать максимально одинаковыми. Сделать это можно с помощью болгарки или шлифовки.
Когда все детали максимально идентичны можно отсортировать их по оттенкам

Важно помнить, что все темные плитки кладутся ближе к основанию печи. Чем далее от пола, тем узор светлее.
Для большего удобства можно разложить примерный эскиз на полу возле печи, а потом поочередно брать каждую деталь.

Техника крепления

Облицовка печи изразцами дело непростое и довольно длительное. Но если учитывать основные правила, сделать это может даже начинающий мастер.

Всю плитку перед работой замачивают в воде. Такая процедура повысит термоустойчивость материала.
Крепление изразцов к печи начинается с нижнего угла (ряда). Глиняным или цементным раствором заполняется румпа детали, потом они крепятся к поверхности. Все изразцы должны быть установлены ровно. Если допустить завал конструкции на первом этапе, то придется переделывать всю работу. Ниже указаны способы укладки изразцов на первому ряду:
Если изразец имеет большой вес, можно добавить ломаный кирпич или щебень.
В углубления румпы вставляются и загибаются металлические штыри. На них крепится проволока, которая вместе с закрепленными ранее саморезами удерживает плитку. Проволока связывает изразец со следующими в ряду.
Остальные ряды укладываются аналогично. Необходимо помнить об промежутке на шов. Для эстетичности изделия он должен быть одинаковым.
После крепления швы затираются. Затирку можно купить в магазине

Важно чтобы она не выбивалась из общей композиции. Поэтому следует подобрать под цвет изразцов.

Как сделать изразцы своими руками

Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.

Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой
шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из
приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет
лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии
с традициями русских мастеров.

Виды

Печные изразцы бывают очень разнообразными: с простым рисунком или сложной живописью, круглые или прямоугольные. Если вы собрались декорировать ими свой очаг, стоит, прежде всего, определиться с желаемым дизайном. Рассмотрите следующие возможные варианты традиционной росписи:

  • Русская традиционная плитка содержит преимущественно цветочные и растительные орнаменты. Сейчас популярностью пользуются изделия, расписанные под хохлому, хотя такая цветовая гамма была характерна в большей степени для деревянной утвари. Хохлома может удачно вписаться в русский стиль в интерьере, а также она может стать интересным акцентом в эклектичном и даже в современном интерьере. Если сочетать такие изразцы для камина с элементами стиля хай-тек, можно создать очень необычный дизайн.
  • Для русской печи характерными были изразцы с декором под гжель – это белые рельефные плитки с несложными синими орнаментами. Подобная облицовка также прекрасно будет смотреться практически в любом типе интерьера. Более того, именно гжель благодаря своему изысканному лаконичному дизайну превосходно вписывается даже в классический стиль и барокко. Сюжеты, изображенные на картинках подобных изделий, очень разнообразны: это могут быть не только цветы, но также и птицы, дома, пейзажи и изображения людей. Гжель часто используют в сочетании с обычным кафелем – для этого могут подойти угловые изразцы.
  • Голландские изразцы также имеют бело-синюю цветовую гамму. При этом подобные плитки отличаются сложной живописью – на них изображают не просто незатейливые орнаменты, а целые сюжеты из бытовой жизни, прописанные тонкой кистью. Такие изразцы делают абсолютно гладкими, чтобы ничто не отвлекало зрителя от росписи. Очень часто на голландских изразцах изображают море и корабли, домашних животных, крестьян за работой или рыцарей. Подобные изразцы как нельзя лучше вписываются в интерьеры в скандинавском стиле.
  • Изразцы с итальянским декором покрывают глазурью очень избирательно – нередко на них намеренно оставляют необработанные участки красной глины. В остальном же цветовая гамма преимущественно теплая – характерны оливковые, желтые, красные и ярко-синие тона. Узоры на итальянских изразцах обычно очень минималистичны: часто в центре просто изображен крупный цветок. Тем не менее, можно встретить и более необычные варианты – например, изображения ветвей с плодами или портретов людей в национальных костюмах.
  • Плитки с английским дизайном подойдут для классического и неоклассического стиля. Это достаточно сдержанные плитки – основным цветом выступает белый, а роспись может включать в себя коричневый, терракотовый и синий цвета. Чаще всего это гладкие модели, но иногда можно найти и изделия с незначительным рельефом. На таких плитках чаще всего изображают сельские пейзажи.
  • Для облицовки чугунной печи можно использовать изразцы с восточным дизайном. Цветовая гамма сдержанная и преимущественно темная: активно используются изумрудный, синий и коричневый цвета. При этом подобные изделия отличаются сложным рельефом и неожиданными сюжетами. Очень часто изображаются сцены войны и охоты, а также можно встретить разнообразные изделия с мифическими существами. Подобные необычные плитки смогут стать необычным элементом декора в любом интерьере.

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Изразцовая отделка снова в тренде

Интерес современных потребителей к изразцам растет. Можно сказать, отделка такими материалами находится на пике популярности. Что вызывает желание потребителей использовать данный вид отделки?

Печь-камин, покрытия изразцами, хорошо обогревает комнату, но о ее поверхность невозможно обжечься, ведь тепло она дает мягкое, щадящее

Факторов, повышающих потребительский спрос, достаточно много:

  • Число застройщиков частных домов растет. Меняются эстетические критерии обустройства интерьеров. Использование нестандартных видов отделки становится модным и актуальным, приветствуется индивидуализм в эстетических предпочтениях.
  • Визуально отделанные таким способом предметы интерьера воспринимаются скорее не как функциональный, а как стилистический элемент, эффективно формирующий интерьер помещения.
  • Красота изразцовых каминов производит огромное впечатление. Даже самые заурядные геометрические формы приобретают новый эстетический облик. Отделка изразцами вдохнет новую жизнь в привычный интерьер и уклад жизни.
  • Эффектные изразцовые печи и камины придают интерьерам очарование эстетического сплава старины и современности.
  • Огромное разнообразие изразцовой плитки — гарантия выбора изделий для любого интерьера.
  • В доме создается особая атмосфера тепла и преемственности традиций.
  • Настоящей визитной карточкой дома станут изразцовые печи и камины, выполненные руками умелых мастеров.
  • Современные модные тенденции предполагают использование изразцов для отделки не только печей и каминов, но настенных панно, столешниц, подоконников. Повторяя или дополняя рисунок на изразцах для каминов, такая отделка создает целостный яркий облик интерьера.
  • Мягкое комфортное тепло от отопительного устройства притягивает, но благодаря облицовке не обжигает.

Изразцы считаются главным акцентом в комнате, поэтому остальные предметы интерьера не должны быть яркими и кричащими

Поливные изразцы. Москва

Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году. Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

3 этап – Изготовление шаблона для изразца

Чтобы сделать гипсовый слепок для будущих изразцов нужно
сначала изготовить шаблон. Его изготовление заключается в том, что на пласт
глины толщиной в 20-30 мм. наносится рисунок, который предполагается получить
на лицевой части изделия.

Известны разные виды изразцов: гладкие, рельефные. На
гладкие изразцы можно нанести рисунок, рельефные — раскрасить. Учитывайте это
формируя шаблон. На рисунке показан процесс изготовления квадратного шаблона.

Изготовление шаблона для изразца

Примечание. Размеры и форму изразца следует выбирать исходя
из удобства монтажа и габаритов печи для обжига.

Формирование рисунка изразцаЕсли рисунок простой, например, геометрический, его можно сформировать пальцами (вылепить). При более сложном узоре, нужно использовать стек (инструмент).

Стек для работы с глиной

Валики формируются путем выкладывания бортика по краям заготовки.

Примечание. Формируя узор из глины нужно помнить, что
готовое изделие должно легко отделаться от шаблона, поэтому слишком мелкие
детали или прямые углы лучше не делать. Рекомендуемые профили показаны на рис.
(№ 4 см. выше). Углубления при вынимании глины и лепке узора нужно делать так,
чтобы в сечении получился открытый конус. Для наглядности посмотрите на детскую
пасочку, она изготовлена именно таким образом.

Шаблон-схема изразцаФинишная подготовка шаблона заключается в выбирании лишней глины или внесения недостающей (при случайном срезе, иногда необходимо добавить глины, чтобы узор не пострадал) и придание поверхности гладкости. Для этого
используется влажная, мягкая тряпка.
Профессионалы могут делать шаблоны для каждого отдельного изразца. А уложенные на место, они будут формировать крупный рисунок на печи.

Ввиду сложности ручной работы, изразцовая плитка для печи является очень
дорогой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.